НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА ДРЕВНЕРУ́ССКОГО ИСКУ́ССТВА - время сложения и расцвета - 12-15 вв. Суровая мощь, лаконичность форм, простота и скупость декора, присущие Н. Ш., сложились уже в период Киев. Руси. Храмы нач. 12 в.: собор Георгия Юрьева мон. (1119), Рождественский собор Антониева мон. (1117-19); ц. Николы на Ярославском дворище (1113) - своими размерами и монумент. обликом близки храмам Киев. Руси. Тип церквей периода феод. раздробленности (со 2-й пол. 12 в.) - это небольшой кубический в плане, одноглавый, 4-столпный храм (ц. Георгия в Ст. Ладоге; ц. Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185-92; ц. Спаса на Нередице, 1198).
В 13-14 вв. продолжает развиваться тот же тип храмов (одноглавый, 4-столпный, 3-х, а чаще всего 1-апсидный, часто понижены), но появляется трехлопастное завершение фасадов (ц. Николы на Липне, 1292; ц. Спаса на Ковалеве, 1345; ц. Успения на Волотовом поле, 1352, разрушена в 1941), а в 14 в. усиливается роль декор. элементов в экстерьере (ц. Федора Стратилата, 1360-61; ц. Спаса на Ильине улице, 1374): покрытие по многолопастной арке декор. орнаментом по верху барабана и апсиды. В ц. Спаса на Ильине ул. декор усилен "нишками", "бровками", розетками, "поясками", изображениями крестов. 2-я пол. 14 в. - ярчайший расцвет Новгород. зодчества, памятники этого времени - классич. образцы Новгород. архитектуры. С кон. 14 в. - снижение творч. активности.
В 15 в. приемы стандартизуются (ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406). С сер. 15 в. появляется нарочитый архаизм, поворот к старым формам и традициям 12 в. - своеобразная оппозиция новгородцев нарастающему влиянию Москвы, напоминания о Новгород. независимости (ц. Воскресения на Мячине, 1465), гражд. постройки сер. века при владыке Евфимии - "Грановитая палата" 1433 в новгородском кремле, Часозвоня 1433, там же.
Одноврем. с зодчеством формируется новг. школа монумент. иск-ва, отличающаяся экспрессивностью и суровостью, соединенными с лаконизмом выражения, иногда аскетизмом, выразительностью, мужественностью, энергией ликов (фрески ц. Благовещения в Аркажах). Тонкая графич. плоскостная манера - в многокрасочных росписях, в к-рых силуэт полностью подчинен плоскости стены - в ц. Георгия в Ст. Ладоге (80-е гг. 12 в.). "Подлинной энциклопедией древнерусского иск-ва" (В. Н. Лазарев) являются фрески Спаса на Нередице (1198, разрушена в 1941), одного из крупнейших ср.-век. живописных ансамблей Европы: это иск-во подлинно монументальное, торжеств., величавого ритма, вневрем. характера; тяж. фигуры с застывшим взглядом широко открытых глаз; композиции сплошным ковром устилают стены собора, колорит напряженный; гл. место занимает "Страшный Суд" (зап. стена, часть юж. и сев. нефа) с передачей сцен мучений в аду и определ. соц. направленностью. Участвовали неск. мастеров.
Расцвет Н. Ш. связан со 2-й пол. 14 в. (как и в зодчестве) - со временем работы в Новгороде Феофана Грека, расписавшего здесь ц. Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Под его влиянием (м. б., в 70-е гг.) исполнены росписи ц. Федора Стратилата местными мастерами, ц. Успения на Волотовом поле (ок. 90-х гг. 14 в.). Экспрессивная, стремит. манера письма Ф. Грека отвечала свободному и смелому почерку Новгород. мастеров. Др. направление, линеарно-графич., берущее начало в ладожской ц. Георгия, найдет свои модификации в росписях церквей на Ковалеве (1380) и Рождества на кладбище (80-90-е гг. 14 в.).
Икона Новгородской школы. Никита, побивающий змия. 15 в.